Структура методической разработки
Тема: Сердечно-легочная реанимация взрослых и детей.
1.Цели:
Обучающая: Формирование навыков сердечно-легочной реанимации на фантоме.
Развивающая: Развитие интеллектуальной, эмоциональной и физической личности: решение ситуационных задач. Развить способности к творческому мышлению, самообразованию, саморазвитию.
Воспитательная: Воспитание общечеловеческих, профессиональных норм, ценностей, идеалов для дальнейшей профессиональной деятельности, формирование склонности и интереса к выбранной профессии.
2.Методы обучения:
- словесный (лекция, беседа);
- информационно-развивающий;
- проблемно-поисковый
3. Вид занятия: Практическое
4. Время проведения: 270 минут
5. Междисциплинарные связи:
Обеспечивающие:
Анатомия и физиология человека
Раздел 3: Дыхательная система
Тема: Анатомо-физиологические аспекты потребности дышать. Дыхательные пути
Тема: Физиология дыхания. Дыхательный цикл. Регуляция дыхания
Раздел 8: Сердечно-сосудистая система
Тема: Анатомия сердца
Тема: Физиология сердца
Обеспечиваемые:
Педиатрия с детскими инфекциями
Тема: Доврачебная помощь неотложных состояний у детей
Реаниматология
Тема: Элементарная сердечно-легочная реанимация
Терапия курсом ПМСП
Раздел11: Доврачебная помощь при неотложных состояниях
Тема: Неотложные состояния в пульмонологии
Тема: Неотложные состояния в кардиологии
6. Внутридисциплинарные связи:
Тема: 2.1. Иерархия потребностей человека по А. Маслоу
Тема: 2.2.Сестринский процесс. Документация к сестринскому процессу
Тема 2.3: Потребность пациента в нормальном дыхании
Тема 5.2. Оценка функционального состояния пациента
7. Студент должен знать:
- технологии выполнения медицинских услуг;
- факторы, влияющие на безопасность пациента и персонала;
- Основы эргономики
Студент должен уметь:
- собрать информацию о состоянии пациента;
- определить проблемы пациента, связанные с состоянием его здоровья;
Студент должен иметь практический опыт:
- выявления нарушений потребностей пациента;
-оказания медицинских услуг в пределах своих компетенций;
- планирования и осуществления сестринского ухода;
8. Место проведения: кабинет: Основ сестринского дела
9. Средства обучения:
Учебное пособие, конспект, ситуационные задачи, методическая разработка для преподавателя, студентов; алгоритм сестринских манипуляций, тестовые задания, фантомы, таблицы.
10. Оснащение занятия:
Фантом, этиловый спит, стерильные салфетки, секундомер, таблицы №5, №18, тестовые задания, ситуационные задачи
11. Библиографический список для преподавателя:
1.Основы сестринского дела: учеб.для студ.сред.проф.учеб.заведений/ под редакцией С.И. Двойникова. – М.; «Академия», 2007. стр.289 -295
2. Т.П.Обуховец, Т.А. Склярова, О.В. Чернова «Основы сестринского дела» практикум, г.Ростов-на-Дону, 2007г. стр.445-451
3. Л.И. Кулешова, Е.В. Пустоветова «Основы сестринского дела» теория и практика в 2-х частях, Часть 2, г.Ростов-на-Дону, 2008г. стр.339- 349
4. Учебное пособие по основам сестринского дела / под редакцией А.И. Шпирна – М.; ВУНМЦ, 2003г., стр.670-684
5.Учебное пособие «Манипуляции в сестринском деле» под общей редакцией А.Г. Чижа, г. Ростов-на-Дону, 2009г. стр. 175-180
12. Библиографический список для студентов:
1. Т.П.Обуховец, Т.А. Склярова, О.В. Чернова «Основы сестринского дела» практикум, г.Ростов-на-Дону, 2007г. стр.445-451
2. Л.И. Кулешова, Е.В. Пустоветова «Основы сестринского дела» теория и практика в 2-х частях, Часть 2, г.Ростов-на-Дону, 2008г. стр.339- 349
3.Учебное пособие «Манипуляции в сестринском деле» под общей редакцией А.Г. Чижа, г. Ростов-на-Дону, 2009г. стр. 175-180
Ход занятия
№№ |
Название этапа |
время |
Методические указания |
1. |
Организационный момент и целевая установка |
3 мин |
Этот этап проводится с целью проверки готовности аудитории и студентов к занятию (наличие формы одежды, сменной обуви, дневников), выявить отсутствующих. Преподаватель называет тему и цели занятия. |
2. |
Мотивация учебной деятельности
|
7 мин |
Этот этап проводится с целью активизации познавательной деятельности студентов. Преподаватель проводит мотивацию учебной деятельности (Приложение №1) |
3. |
Актуализация опорных знаний:
Индивидуальный опрос:
-Понятие, стадии терми-нального состояния;
-Признаки клинической, биологической смерти;
-последовательность действий при обнаружении пострадавшего без признаков жизни;
-оказание помощи при обструкции дыхательных путей инородным телом у пострадавшего в сознании и без сознания, с избыточным весом, беременным женщинам;
-самопомощь при обструкции дыхательных путей;
-оказание помощи ребенку и младенцу при обструкции дыхательных путей инородным телом. |
30мин |
Этот этап проводится с целью контроля знаний студентов по теме «Обструкция дыхательных путей инородным телом» Студентам предлагается устно ответить на вопросы и продемонстрировать манипуляции.
|
4. |
Формирование новых знаний по теме «сердечно-легочная реанимация»:
-Демонстрация практи-ческих манипуляций ИВЛ «рот в рот», «рот в нос», через трахеостому на фантоме
-Демонстрация практи-ческой манипуляции непрямой маасаж сердца на фантоме
-демонстрация оказания неотложной доврачебной помощи пострадавшему одним или двумя спасателями на фантоме;
-сердечно-легочная реанимация ребенка, младенца;
-особенности проведения ИВЛ у пациента с зубными протезами, повреждением головы, шеи, позвоночника;
-возможные осложнения при проведении СЛР и их профилактика;
-критерии эффективности проводимых реанимационных мероприятий;
-критерии прекращения сердечно-легочной реанимации;
-Инфекционная безопасность при проведении данных манипуляций |
60мин |
Преподаватель акцентирует внимание студентов на том, что в проведении сердечно-легочной реанимации фактор времени играет первостепенную роль: при ее немедленном начале успешное оживление достигает 80 – 90%, а при задержке падает до 10 – 20%.Несоблюдение или нарушение последовательности манипуляций сводит на нет все усилия по спасению жизни, поэтому изложение этой последовательности в руководствах и практическое обучение методам реанимации носят характер жестких инструкций, не допускающих различных толкований.
(Приложение №2)
|
5. |
Физкультминутка |
10мин |
Приложение № 4 |
6. |
Закрепление нового материала:
1.Осмысление и систематизация полученных знаний
2.Самостоятельная работа:
- отработка практических манипуляций на фантомах;
- решение тестовых заданий;
- решение ситуационных задач
|
145мин |
Закрепление материала осуществляется с помощью повторения, заполнения дневников практических занятий. (Приложение № 3)
Преподаватель объясняет, какие основные этапы практического занятия необходимо отразить в дневнике
Это позволит активизировать работу студентов и развить у них клиническое мышление. Работают малыми группами (по 2 человека), отрабатывают технику ИВЛ, непрямого массажа сердца на фантомах.
Преподаватель предлагает в качестве закрепления нового материала тестовые задания, ситуационные задачи |
7. |
Подведение итогов занятия |
10мин. |
Этот этап проводится с целью анализа работы студентов на занятии. Преподаватель оценивает работу каждого студента, комментируя результаты. Подводится итог всего занятия: достигнуты ли поставленные цели. |
8. |
Задание на дом |
5 мин. |
Этот этап проводится с целью совершенствования знаний студентов. Преподаватель дает домашнее задание согласно рабочей программы ПМ 07
Т.П.Обуховец Основы сестринского дела стр.444-450
Л.И. Кулешова, Е.В. Пустоветова «Основы сестринского дела» теория и практика в 2-х частях, Часть 2, г.Ростов-на-Дону, 2008г. стр.339- 349
Учебное пособие «Манипуляции в сестринском деле» под общей редакцией А.Г. Чижа, г. Ростов-на-Дону, 2009г. стр. 175-180 |